Для чего нужен чемпионат?

За последние сто лет поэзия рассматривалась академической наукой исключительно как часть литературы. Так было легче структурировать стихосложение, обозначить определенный угол зрения на это явление. Однако, поэзия постоянно вырывалась за границы сборников, альманахов и толстых журналов. Выступления перед рабочими на заводах перерастали в концерты на стадионах, поэзия стала доминантой в бардовском творчестве, важной составляющей русского рока и неотъемлемой частью рэп-культуры. Стихи — это то, что в отличие от других видов искусства, можно носить в своей голове в неизменном виде, читать любимому человеку или в кругу друзей, обращаться к ним в полном одиночестве, когда строчки, написанные другим человеком, воспринимаются настолько интимно, что их уже невозможно отделить от собственных чувств и переживаний.

Чемпионат не является литературным конкурсом, это конкурс сценической поэзии. И это, как ни странно, его огромное преимущество и особенность. Мы тщательно отделяем зерна от плевел, рассматриваем сценическую поэзию как отдельное самостоятельное направление, а поэта, выступающего перед публикой, как артиста. Поэзия — это не только литература, говорим мы. Поэзия — это театр, поэзия — это музыка, это игра, видео, танец, живопись и т. д. Чемпионат стал уникальным проектом, в котором стихосложение разрушает сложившиеся стереотипы, заставляет по-новому взглянуть на искусство и на мир вообще.


Немного истории

Идея Чемпионата появилась в 2014 году в Петербурге. Автор и «отец-основатель» Джамиль Нилов летом поделился идеей с Натальей Каш, а осенью уже всё завертелось: был запущен первый сезон Чемпионата. Эти два человека являются ядром проекта и курируют не только петербургский Чемпионат, но и весь проект в целом. Но без нашей творческой команды Чемпионат не стал бы тем, чем является.

На данный момент организацией занимаются: поэт Анна Макарова, поэт и редактор Елена Наливаева, композитор и музыкальный оформитель Анна Виленская, фотограф, оператор и режиссёр Гера Парфиненко. Экспертами конкурса являются: поэт, редактор и критик Лев Колбачёв, поэт и редактор Юлия Мякинькова, поэт, режиссёр и актёр Сергей Зареченский. В Москве конкурс организован Ильёй Наумовым, в Великом Новгороде — Татьяной Мильман, во Владимире — Ириной Дубиневич и Ириной Колесниковой, в Омске — Анастасией Скрипко, в Нижнем Новгороде — Олей Алло.

Конкурс начинался как довольной спорный эксперимент и продолжается как эксперимент, но уже признанный: Чемпионат встал в один ряд с крупнейшими очными поэтическими соревнованиями нашей страны (Филатов-фест, Послушайте! Ещё какие?).

Чемпионат поэзии продолжает динамично развиваться, служит площадкой как для молодых, так и для опытных авторов, являясь пространством для диалога между разным направлениями и жанрами. Поколениями. Регионами. Чемпионат объединяет!



Что же представляет собой чемпионат?

Конкурс имеет структуру спортивного соревнования, длится 6−9 месяцев, в зависимости от региона и количества этапов. На каждом из отборочных турниров, четвертьфиналов и полуфиналов отсеивается половина конкурсантов, в финал проходят четыре/восемь самых ярких автора. Жюри конкурса всегда и принципиально сменное. Для объективности и прозрачности всех этапов ротация судей необходима, в этом мы убедились на опыте. Жюри оценивает участников по трём параметрам/критериям: форма, содержание и подача. Кроме декламации собственных стихов, поэты готовят экспромты на различные темы, перфомансы, переводы, и даже создают видеоклипы.

Зрелищность и ещё раз зрелищность — то, к чему мы стремимся в каждом своём мероприятии. Публика, затаившая дыхание или поддерживающая поэта выкриками и аплодисментами, т. е. реагирующая, живая тоже становится частью нашего творческого процесса, в котором создаётся современная поэзия.



Как работает чемпионат?

Чемпионат поэзии — это открытая горизонтальная организация, в которой всё делается горящими, неравнодушными людьми.

Идеалом нам видится «бирюзовая» организация, организация — «живой организм». Чемпионат представляет собой не иерархическую пирамиду, но открытую сеть, в которую объединяются люди с общими ценностями творческой свободы, создания особой вдохновляющей атмосферы, продвижения поэзии, самореализации, в конце концов, и общей целью создания качественного культурного продукта, т. е. мероприятий Чемпионата. Работа по подготовке и проведению сезонов выполняется командами единомышленников. У нас нет начальников. Но есть кураторы в каждом из регионов присутствия, вокруг которых собирается команда, где каждый выбирает себе задачи по силам и в соответствии со своими талантами и умениями. Однако, всем нам приходится принимать вызовы и делать что-то новое: так организаторы развиваются вместе с проектом.

Мы учим и помогаем новым организаторам в регионах, которые присоединяются к движению Чемпионата. Для нас важно, что Чемпионат именно поэтическое движение, распространяющееся по стране, ни в коем случае не франшиза.